Translate.Ru PROMT©

Ульяновские государственные и общественные экологические организации

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Департамент лесного хозяйства, Департамент природных ресурсов и экологии

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС ОГБОУ ДОД областной Дворец творчества детей и молодёжи

Экологическая палата Ульяновской области

Экологический факультет УлГУ

Птицы Среднего Поволжья - Средневолжский клуб любителей птиц

Экологические праздники

Православные праздники

 

Региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды 2018

14 марта 2018 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о региональном этапе Всероссийского конкурса
юных исследователей окружающей среды

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано  в целях организации и проведения регионального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (далее – Конкурс).
1.2. Целью Конкурса является привлечение детей и молодежи к работе по изучению природных объектов (живых организмов и экосистем) и к практической деятельности по их сохранению, направленной на формирование у них экологически ответственного мировоззрения, на их личностную самореализацию и профессиональное самоопределение.

Задачи Конкурса:

  • формирование у подрастающего поколения экологической культуры;
  • содействие личностному саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся в сфере дополнительного естественнонаучного образования;
  • выявление и поддержка талантливой молодежи, обладающей глубокими естественнонаучными знаниями и творчески реализующей их в решении проблем сохранения природных и искусственно созданных экосистем и их компонентов;
  • привлечение внимания органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественности и средств массовой информации к проблемам экологического воспитания и охраны окружающей среды;
  • обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогическими работниками образовательных организаций и сотрудниками научных и природоохранных организаций.

1.4. Организатором Конкурса является Министерство образования и науки Ульяновской области. Работу по организации и проведению Конкурса осуществляет областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» (далее – региональный оператор Конкурса).

II. Сроки проведения Конкурса

2.1. Конкурс проводится в два этапа:
 1 этап – муниципальный: с 20 марта по 15 апреля 2018 г. (проводится в муниципальных образованиях Ульяновской области);
 2 этап – региональный, завершающийся очным туром с 23 апреля  по 27 апреля 2018 г. Очный тур проводится в рамках областного Cлёта юных друзей природы на базе ОГБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность». Расположение: Ульяновская область, Мелекесский район, село Бригадировка, Курортное шоссе, дом 3.

III. Участники Конкурса

3.1. В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных организаций Ульяновской области в возрасте 12-18 лет, выполнившие исследовательскую работу, направленную на изучение и сохранение  окружающей среды.
3.2. В региональном этапе Конкурса участвуют победители муниципальных этапов по заявке муниципального органа управления образованием.
3.3. Допускается только индивидуальное участие в Конкурсе.

IV. Номинации конкурса
4.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
Для участников в возрасте 14-18 лет на период проведения регионального этапа:
«Зоология и экология беспозвоночных и позвоночных животных» (исследования различных видов животных, экология различных систематических групп позвоночных и беспозвоночных; исследования поведения; исследования в области содержания, лечения и разведения домашних животных; изучение кормовой базы);
«Ботаника и экология растений» (исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений, грибов и лишайников; популяционные исследования растений; изучение флоры и растительности; исследования, связанные с применением различных методов защиты растений в открытом и закрытом грунтах; изучение различных приёмов возделывания культурных растений);
«Экология и охрана окружающей среды» (изучение чистоты водоёмов; анализ загрязнения воздуха; исследования свойств и анализ загрязнения почв, оценка экологического состояния ландшафта; физико-географические исследования; комплексные экологические исследования, экология человека).
«Юные исследователи» Для участников в возрасте 12-13 лет (учебные исследования естественнонаучной направленности).

V. Порядок и условия проведения Конкурса
5.1. Состав участников финала регионального этапа определяется из числа победителей муниципального этапа Конкурса.
5.2. На момент проведения финала регионального этапа Конкурса участникам необходимо иметь при себе:
- учебно-исследовательскую работу, соответствующую тематике Конкурса и оформленную в соответствии с требованиями оформления конкурсных работ (приложение № 1 к Положению);
- электронный вариант учебно-исследовательской работы (документ Microsoft Word в формате doc,  docx);
- презентацию учебно-исследовательской работы (выполняется в программе Microsoft Power Point,  в формате ppt, pptx), размер файла – не более 80 мегабайт, объём презентации – до 10 слайдов;
- анкету-заявку (приложение № 2 к Положению);
- приказ по итогам проведения муниципального этапа Конкурса.
5.3. На Конкурс не принимаются:
-  работы реферативного характера, основанные на обработке литературного материала, без сбора собственных данных (полевых материалов);
- работы, заимствованные из интернета;
-  работы, ранее представлявшиеся на конкурс юных исследователей окружающей среды предыдущих лет и отмеченные дипломами;
- не соответствующие тематике конкурса.
5.4. Второй (региональный) этап Конкурса включает в себя:
- оценку учебно-исследовательских работ;
- защиту учебно-исследовательских работ;
- практический тур.

VI. Критерии оценки конкурсных работ
6.1. Критерии оценки учебно-исследовательской работы:

  • соответствие конкурсной работы требованиям к её оформлению, качество оформления работы, наглядность результатов исследования;
  • актуальность выбранной темы и её обоснование; наличие в работе цели, задач, их соответствие содержанию конкурсной работы; наличие в работе методики исследования, обоснованность ее применения;
  • теоретическая проработка темы исследования (глубина проработанности и осмысления материала, использование литературных источников);
  • объем проведенных исследований, полнота и достоверность собранного и представленного материала;
  • анализ и обсуждение результатов, обоснованность и значимость выводов; научное, практическое, образовательное значение проведенных исследований.

Максимальная оценка работы – 20 баллов.
6.2. Критерии оценки защиты Конкурсной работы:

  • обоснование актуальности проведенного исследования, постановка цели и задач;
  • полнота изложения методики и обоснованность ее применения;
  • достаточность собранного материала для получения результатов и выводов;
  • качество, четкость и наглядность представленных результатов исследований;
  • формулировка заключения или выводов, соответствие  их целям и задачам работы;
  • качество доклада (четкость построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
  • творческий подход, самостоятельность и активность исследователя, степень владения темой, знание терминологии, ответы на вопросы.

– соблюдение регламента устного доклада (до 10 минут).
Максимальная оценка за защиту работы – 40 баллов.
6.3. Критерии оценки выполнения практического тура.
6.3.1. В номинации «Зоология беспозвоночных и позвоночных животных».

  • Определение видов позвоночных животных исследуемой территории по натуральным объектам, чучелам, препаратам, фотографиям, по следам их жизнедеятельности, с указанием биотопа и общей характеристики вида.
  • Определение видового состава орнитофауны исследуемой территории. Маршрутный учёт орнитофауны, определение птиц по голосам.
  • Определение беспозвоночных животных по натуральным объектам, коллекциям и готовым микропрепаратам с помощью микроскопа, с указанием биотопа и их роли в цепях питания.

Максимальная оценка за выполнение практического тура – 30 баллов.
6.3.2. В номинации «Ботаника и экология растений»:

  • Морфология и анатомия растений. Знание особенностей анатомо-морфологического строения растений, видоизменений вегетативных органов растений. Знание растений, характерных для различных мест обитания (лесные, луговые, околоводные виды, сорняки, заносные растения и др.). Лекарственные и ядовитые растения. Эфемеры и эфемероиды. Определение возраста деревьев по годичным кольцам.
  • Систематика растений. Определение растений (по гербарным образцам, рисункам и натуральным объектам), принадлежащим к одному из семейств: сложноцветные, розоцветные, губоцветные, зонтичные, бобовые, лилейные, злаковые, крестоцветные. Краткая характеристика отличительных признаков представителей семейств. Знание редких и исчезающих растений области.
  • Экология растений. Определение древесно-кустарниковой флоры в безлистном состоянии. Определение растений  (по гербарным образцам, рисункам и натуральным объектам), относящихся к какой-либо экологической группе (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты). Отличительные признаки каждой группы. Растения-индикаторы.

Максимальная оценка за выполнение практического тура – 30 баллов.
6.3.3. В номинации «Экология и охрана окружающей среды». 

  • Экология сообществ. Типы отношений между организмами. Составление пищевых цепочек. Решение экологических задач.
  • Экология почв.  Определение почвенного профиля. Определение механического состава почвы. Определение свойств почвы с помощью биоиндикаторов.
  • Экологические группы растений и животных. Свет, вода и температура, как экологические факторы. Определение видов растений и животных по гербарным образцам, коллекциям и тушкам, относящихся к какой-либо экологической группе. Умение назвать местообитание вида, отличительные признаки экологической группы, биотехнические мероприятия для редких и исчезающих для Ульяновской области видов.

Максимальная оценка за выполнение практического тура – 30 баллов.
6.3.4. В номинации «Юные исследователи». 

  • Выполнение тестовых заданий. 

Максимальная оценка за выполнение практического тура – 30 баллов.

VII. Подведение итогов Конкурса
7.1. Итоги Конкурса подводятся в каждой номинации по наибольшей сумме набранных баллов по результатам второго этапа.
7.2. Победители (1 место) и призёры (2-3 места) Конкурса по каждой номинации награждаются дипломами Министерства образования и науки  Ульяновской области.
7.3. Работы победителей и призёров будут направлены для участия в заочном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (Москва, Федеральный детский эколого-биологический центр).

VIII. Финансирование конкурса
8.1. Командировочные расходы, связанные с участием во втором этапе Конкурса, оплачиваются командирующими организациями.

IX. Адрес оргкомитета конкурса
9.1. Почтовый адрес и адрес фактического пребывания: 432026, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, д. 42, Естественнонаучный комплекс ОГБУ ДО ДТДМ (бывшая Областная станция юных натуралистов).
9.2. Телефоны для справок: 8-8422-48-57-96, 8-8422-45-38-39;
е-mail: junnatka@mail.ru 
9.3. Куратор: методист Бородин Олег Викторович.

 

Приложение № 1
к Положению о региональном этапе
 Всероссийского конкурса юных
исследователей окружающей среды

 

Требования к оформлению конкурсной работы

  1. Общие требования к конкурсным работам
    1. Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке (при необходимости с использованием латинских названий видов животных и растений). В приложениях возможно представление скан-копии разборчиво написанного рукописного текста.
    2. Объем работы не ограничен.
    3. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.
    4. Дополнительные наглядные материалы к работам (гербарии, зоологические коллекции и т.д.) участники привозят на финал. Они должны отражать тему работы и быть оформлены в соответствии с видом материала. Дополнительные материалы после защиты возвращаются их авторам.
  2. Учебно-исследовательская работа должна содержать:

титульный лист, на котором указываются: название образовательной организации, в которой выполнена работа; субъект Российской Федерации, район и населенный пункт; название детского объединения; тема работы; фамилия, имя, отчество автора; класс; фамилия, имя, отчество, должность и место работы руководителя конкурсной работы (полностью) и консультанта (если имеется), год выполнения работы;
оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы содержания (с указанием страниц);
содержание работы.
В структуре изложения содержания работы должно быть представлено: введение, где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы, степень изученности проблемы, сделан краткий литературный обзор, обоснована актуальность исследования, а также указаны место и сроки проведения исследования, при необходимости дана физико-географическая характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территории;
методика исследований (описание методики сбора материалов, методы первичной и статистической обработки собранного материала);
результаты исследований и их обсуждение (обязательно приведение всех численных и фактических данных с анализом результатов их обработки), при представлении результатов желательно использование таблиц, диаграмм и графиков;
выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы в соответствии с поставленными задачами;
заключение, где могут быть отмечены лица, принимавшие участие в выполнении и оформлении работы, намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, непосредственно вытекающие из данной исследовательской работы;
список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.

3.Приложения

Фактические и численные данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы – в приложения или представлены отдельно. Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены, а основной текст – обеспечен ссылками на соответствующие приложения.

 

 

Приложение № 2
к Положению о региональном этапе
 Всероссийского конкурса юных
исследователей окружающей среды

 

Анкета-заявка
участника финала регионального этапа Всероссийского конкурса
юных исследователей окружающей среды

 

Название исследовательской работы:

Ф.И.О. автора:

Год и дата рождения:

Место учебы, адрес, телефон:

Ф.И.О. руководителя работы, место работы и должность:

Наименование образовательной организации, адрес, телефон:

Название объединения обучающихся:

Контактные адрес, телефон, e-mail:

Дата заполнения «__» апреля 2018 г.

 

Скачать положение конкурса

Назад

Наверх страницы